Пойдем по воде cнова – навстречу друг другу

Для пограничной Гродненщины сотрудничество с Литвой актуально. К взаимовыгодным связям с соседями в различных сферах подталкивает также географическое положение. И обе стороны эти возможности стараются эффективно использовать. 12 мая это сотрудничество было укреплено еще одной опорой – открыт международный Неманский водный путь.

Пойдем по воде cнова

Этому событию предшествовали вполне определенные мероприятия: в ноябре 1995 года литовцы построили у себя хорошо оснащенный пограничный контрольно-пропускной пункт, а в апреле 2016-го получила второе дыхание деятельность рабочей группа по транзитно-транспортному сотрудничеству обеих республик.

И вот –12 мая. Именно в этот день состоялся первый плаврейс по маршруту Гродно – Друскининкай. В его открытии принимали участие представители Литвы и Беларуси: генеральный консул Генерального консульства Литовской Республики в Гродно Генадиюс Мацкелис, выпускник исторического факультета Вильнюсского университета, историк-политолог по специальности; заместитель председателя Гродненского облисполкома известный в области врач Виктор Лискович; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Литовской Республике Александр Король; многочисленные представители прессы обеих республик.

Этот рейс явился, по сути, первым водным шагом к восстановлению трансграничного сотрудничества между двумя странами.

Казалось бы, почему первым?

После распада СССР и парада суверенитетов Неманский путь впервые за свою почти тысячелетнюю историю перестал существовать. С 1991 года жители Литвы и Беларуси обходились без водной дороги, хотя обе стороны нуждались в ней.

Неманский водный путь – не транспортное ноу-хау, по сути, ему почти 900 лет. Первые сведения о его существовании восходят к 11 веку, когда в связи с временным закрытием пути «из варяг в греки» для язычников-ятвягов именно по дикому, необъезженному Неману с берегов Балтики начали транспортировать в Византию ятвяжский янтарь. Длина этих перевозок составляла в то время почти тысячу километров. С 1956 года в районе Каунаса началось перекрытие русла Каунасской ГЭС, а в 1959-м она дала первый ток. С другой стороны в 2012 году воды реки были перегорожены Гродненской ГЭС. Для судоходства осталось лишь то расстояние, которое лежит между этими энергетическими производствами.

Плавать по Неману от Гродно до Каунаса для обеих республик может быть прибыльным как в экономическом отношении, так и в плане межгосударственного туризма. В этой связи Виктор Лискович напомнил, что в советское время река была насыщена плавсредствами и маршрут Гродно – Друскининкай был одним из самых популярных как у жителей Гродно, так и у литовцев. Слова Виктора Андреевича могут подтвердить старожилы обоих городов, жители прибрежных населенных пунктов. Автор этих строк и сам не раз посещал Друскининкай на теплоходе «Ольга Соломова». Доставляли в оба конца пассажиров также теплоходы на подводных крыльях.

Друскининкай был притягателен не только своими магазинчиками, маленькими кафешками (в Гродно даже подобных не было), но и главной своей достопримечательностью: музеем великого и во многом загадочного литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса. Многие гродненские интеллектуалы, преподаватели вузов с удовольствием общались с хранителем этого музея Адельбертасом Недзельскисом. Меломаны приезжали на знаменитые в Гродно и Друскининкае концерты классической музыки, проходившие во дворике музея Чюрлениса. Некоторые гродненцы вспоминают об этих посещениях со слезами на глазах…

Примечательная деталь: о планирующемся открытии водного пути Гродно – Друскининкай впервые сообщила газета «Транспортный вестник». Ее корреспондент еще в 2013 году участвовал в пробном плавании пассажирского теплохода «Ольга Соломова» в прекрасный литовский Друскининкай.

Олег МАЛАШЕНКО