Минчанам показали ретро

1 июля в Верхнем городе (Минск) прошла выставка эстонских раритетных автобусов. Мероприятие состоялось в рамках автопробега по маршруту Таллин –Минск – Таллин, посвященного 25-летию дипломатических отношений между Эстонией и Беларусью. Автопробег прошел с 29 июня по 1 июля.

В выставке приняли участие автобусы для международных перевозок ЗИС-127, Икарус-55, Икарус-Люкс, Икарус-255, Иризар-Люкс. Мероприятие прошло по инициативе эстонской транспортной компании Lux Express («Люкс Экспресс»)* при поддержке посольства Беларуси в Эстонии и содействии Мингорисполкома.

«Люкс Экспресс» – ведущая эстонская автотранспортная компания, которая осуществляет международные регулярные автобусные перевозки по маршрутам Таллинн – Минск. Компания владеет уникальной коллекцией ретроавтобусов, большую часть которых составляют «Икарусы». Автопарк регулярно выставляется в Таллине и других городах Эстонии, вызывая неподдельный интерес эстонцев и зарубежных туристов.

ЗИС-127 (другое название ЗИЛ-127) – первый советский автобус для междугороднего сообщения. Выпускался в 1955 – 1961 годах в Москве на заводе имени Сталина. Всего было выпущено 851 единиц.

В основу конструкции автобуса лег опыт фирмы «Пасифик Грейхаунд» – основного междугороднего перевозчика США. Именно туда за знаниями и вдохновением в конце 40-х годов отправилась группа советских инженеров, ведь в то время дорожная инфраструктура Штатов считалась эталонной.

Икарус-55 выпускался венгерской компанией Ikarus (на то время крупнейшим в Европе машиностроителем) в 1953—1972 годах и по сравнению с советскими автобусами отличался комфортабельностью. Характерная особенность модели — моторный отсек, который выступал назад. Из-за этого автобус имел легко узнаваемую футуристичную форму и получил от водителей такие прозвища, как «Спутник», «Ракета» и «Пылесос». В народе его по этой же причине окрестили «Комодом».

Икарус-Люкс – хит продаж своего времени, ставший основой венгерского экспорта и главным междугородным автобусом СССР тех годов. Производился на базе описанной выше модели Икарус-55 почти 20 лет – с 1955-го по 1973-й. Оснащался двигателем в 170 лошадиных сил, комплектовался мягким салоном на 32 места и имел фару над лобовым стеклом. Такие автобусы считались очень надежными: Икарус-Люкс проходили более 1 000 000 км без капитального ремонта.

Икарус-255 – модель производства 1972 – 1984 годов с рессорной подвеской. Большая часть автобусов выпускалась для СССР, где их красили в бело-красный цвет и оснащали дополнительными фарами. Икарус-255 чаще всего использовали для коротких переездов между городами (до 200 километров), включая экспрессные маршруты в аэропорт.

Иризар-Люкс вряд ли можно назвать раритетным – это один из самых успешных современных автобусов, который выпускается испанской фирмой Irizar (существует с 1889 года). Удовлетворяет всем современным требованиям и выходит в разной комплектации. Как правило, включает персональные устройства мультимедиа с сенсорным экраном (устанавливаются в подголовники впереди стоящих кресел) и другие элементы современного комфорта. Активно эксплуатируется эстонской компанией Lux Express на международных маршрутах.

Ольга БОНДИЧ