Континенты становятся ближе

Генассамблея ООН приняла инициированную Туркменистаном Резолюцию «Укрепление связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития».

Континенты становятся ближе

Будучи полноправным членом международной системы грузоперевозок, Туркменистан уделяет огромное внимание развитию всех видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского), обеспечивая на своей территории надежное транзитное транспортное сообщение. Возводятся новые воздушные гавани, прокладываются стальные магистрали и автобаны, строятся мосты, соединяющие Туркменистан с соседними странами, регулярно пополняется новыми современными судами морской и воздушный флот, обновляется железнодорожный подвижной состав.

При этом Туркменистан активно развивает международное сотрудничество в транспортной сфере, инициирует создание межгосударственных транспортных коридоров, становясь важнейшим звеном трансконтинентальных маршрутов. Как известно, широкую поддержку мирового сообщества получили конструктивные инициативы Президента Гурбангулы Бердымухамедова по активизации взаимодействия в транспортно-коммуникационном секторе.

20 декабря 2017 года на 74-м заседании 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН всеми странами – членами Сообщества наций была единогласно принята Резолюция «Укрепление связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития». Созидательные инициативы, выдвигаемые Туркменистаном в этом важном направлении, равно как в других сферах, находят одобрение и признание мирового сообщества. Наглядным подтверждением тому являются соответствующие резолюции, принятые в последние годы Генеральной Ассамблеей ООН.

Одним из приоритетных векторов внешнеполитического курса Туркменистана, последовательно претворяемого в жизнь лидером государства, является укрепление и расширение плодотворного многостороннего сотрудничества по стратегическим вопросам глобальной повестки дня, в том числе в транспортном секторе. В настоящее время благодаря усилиям туркменской стороны в рамках ООН проводится системная разработка новых правовых и организационных основ по наращиванию международного сотрудничества в сфере транспорта.

Принятая резолюция подтверждает приверженность к региональной и межрегиональной экономической интеграции и сотрудничеству, в том   числе посредством совершенствования планирования транспортной инфраструктуры и повышения мобильности, укрепления транспортных связей и содействия развитию торговли и инвестициям.

Документ основан на максимальном использовании географических преимуществ, логистических возможностей и инфраструктуры для создания на территории Туркменистана крупных транспортных узлов регионального и континентального значения, призванных служить развитию тесной международной экономической интеграции и сотрудничества. Поэтому вместе с партнерами Туркменистан осуществляет в регионе также ряд крупных международных проектов.

Так, трансазиатский международный железнодорожный транспортный коридор призван стимулировать торговые связи между государствами региона. Реализация ряда совместных инфраструктурных проектов в Афганистане придаст мощный импульс дальнейшему развитию афганской экономики, будет содействовать решению важных социальных вопросов, обеспечению трудовой занятости населения.

Стоит отметить, что стальная магистраль Казахстан – Туркменистан – Иран как «золотое звено» международного транспортного коридора «Север – Юг» обеспечивает удобную и экономичную доставку грузов из Европы в Центральную и Южную Азию, на Ближний и Средний Восток. Эта железнодорожная магистраль соединяется с транспортной сетью «Восток – Запад», то есть с пролегающим через Каспийский регион  трансконтинентальным маршрутом Китай – Средняя Азия – Кавказ – Европа. «Золотое звено» создает удобный и экономически выгодный маршрут для десятков стран как в северном, так и в южном направлении, придает мощный импульс развитию Прикаспийского региона, включая расширение его транспортной, производственной и социальной инфраструктуры.

Проект подразумевает также перспективу подключения транспортной системы в южном и восточном направлениях с выходом на такие мощные экономические центры, как Китай, Индия, Пакистан, страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это означает создание еще более масштабного формата сотрудничества, являет пример подлинно новаторского мышления в глобальной геоэкономике, видения стратегических перспектив ее развития.

Особое значение в создании международной транзитно-транспортной инфраструктуры имеет активно ведущееся строительство грандиозного по масштабам и значимости морского порта города Туркменбаши. В недалеком будущем он станет крупнейшим логистическим центром региона.

Морскую гавань оснастят самыми современными программно-аппаратными комплексами, необходимыми для обеспечения безопасности и эффективности навигации и грузоперевозок, а также защиты окружающей среды. Контроль за движением судов в акватории порта, погрузочно-разгрузочные работы на всех участках будут управляться с помощью автоматизированных систем и электронных технологий. Проект разработан в соответствии с международным стандартом «Зеленый порт». С целью сохранения экологии Каспийского моря в каждом терминале будет установлено  биоочистительное оборудование.

С учетом перспектив развития экономик стран Центрально-Азиатского региона прогнозируются повышение объемов взаимного грузооборота и увеличение потока транзитных грузов в эти страны через порт Туркменбаши. Автопассажирские перевозки также послужат стимулом к расширению транспортного сообщения.

Таким образом, Туркменистан в своих подходах к данным аспектам исходит из возможностей быстрорастущего потенциала транзитно-транспортных перевозок не только в экономических интересах государств региона, но и в межконтинентальных масштабах.

В связи с принятием Резолюции «Укрепление связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития» важно отметить, что транспортная стратегия Туркменистана носит долгосрочный характер. Благодаря политике открытых дверей, активной позиции страны в вопросах взаимодействия в этой сфере, в том числе в формате ООН, Туркменистан инициирует и совместно с зарубежными партнерами реализует крупные инфраструктурные проекты, внося весомый вклад в укрепление и расширение связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития.

Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 декабря 2017 года  на 74-м пленарном заседании

В интересах обеспечения всеохватного и устойчивого развития Генеральная Ассамблея ООН:

  1. Подтверждает приверженность повышению роли устойчивого транспорта и мобильности в создании рабочих мест, содействии мобильности и повышении эффективности логистических цепочек в плане обеспечения доступа людей и общин к работе, школам и медицинским услугам, а также организации снабжения жителей сельской местности и городов товарами и услугами с тем, чтобы каждый имел равные возможности и никто не был забыт;
  2. Предлагает Генеральному секретарю рассмотреть возможность созыва еще одной Глобальной конференции по устойчивому транспорту для обеспечения реализации целей первой конференции и отмечает, что такая конференция будет финансироваться за счет внебюджетных ресурсов;
  3. Рекомендует государствам-членам сообщить о своей заинтересованности в том, чтобы принять у себя следующую Глобальную конференцию по устойчивому транспорту;
  4. Особо отмечает значимость устойчивых, низкоуглеродных и энергоэффективных видов транспорта для смягчения последствий изменения климата и адаптацию к нему и достижения целей в области устойчивого развития, а также важность долгосрочных стратегий и партнерств с участием многих заинтересованных сторон для реализации на практике таких устойчивых видов транспорта;
  5. Призывает прилагать усилия в целях поощрения региональной и межрегиональной экономической интеграции и сотрудничества, в том числе посредством совершенствования планирования транспортной инфраструктуры и повышения мобильности, укрепления транспортных связей и содействия развитию торговли и инвестициям;
  6. Предлагает всем государствам, которые еще не сделали этого, рассмотреть возможность подписания и ратификации конвенций и соглашений Организации Объединенных Наций по вопросам упрощения транспортных и транзитных процедур, включая Международную конвенцию о согласовании условий проведения контроля грузов на границах и Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП), или присоединения к ним;
  7. Рекомендует государствам обеспечить максимальный синергизм в планировании и развитии транспортных коридоров и инфраструктуры посредством, в зависимости от обстоятельств, учета соответствующих международных стандартов и действий, направленных на унификацию правил и технических стандартов;
  8. Рекомендует организациям системы Организации Объединенных Наций и другим международным организациям, соответствующим международным финансовым учреждениям, многосторонним и двусторонним донорам и частному сектору продолжать координировать усилия и сотрудничать в деле мобилизации финансовой и технической помощи странам в целях укрепления связей между всеми видами транспорта для достижения целей в области устойчивого развития.

Назаркулы ШАКУЛЫЕВ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Республике Беларусь