По горячим пескам Каракумов

Как уже сообщалось ранее, с 9 по 15 сентября на территории Туркменистана пройдет международное авторалли (Turkmen Desert Race) «Амуль – Хазар 2018».

В преддверии спортивного события в Ашхабаде прошел международный медиафорум. Его цель – презентация проекта широкой общественности. Участие в нем приняли представители СМИ из Австрии, Азербайджана, Беларуси, Индии, Италии, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Пакистана, России, Румынии, Саудовской Аравии, Таджикистана, Турции, Узбекистана, Швейцарии, в их числе – обозреватель «ТВ» Татьяна АЗАРЕВИЧ.

♦ Форум прошел в конференц-зале отеля «Спорт» олимпийского городка. В роли модератора выступил генеральный секретарь Национального олимпийского комитета Туркменистана Азат Мырадов.

Уже в самом начале своего выступления спикер подчеркнул уникальность предстоящего авторалли. Его участники проедут по древним тропам Великого шелкового пути. Гонки стартуют в местечке Амуль, важнейшей точке на древнем торговом пути. Отсюда караваны с товарами отправлялись на Каспий, а далее расходились в разных направлениях – Иран, Россия, Кавказ (Европа, Малая Азия). Сегодня на его месте возвышается город с современной инфраструктурой – Туркменабат.

Маршрут гонки проляжет с востока на запад по незабываемым природным ландшафтам – живописной и мистической пустыне Каракумы, равнинам, горной местности. Таким образом, участники соревнований, подобно древним торговым караванам, пройдут по историческому маршруту Великого шелкового пути, совершив символическое путешествие из прошлого в настоящее. Финиширует ралли на побережье Каспийского моря, в Национальной туристической зоне Аваза.

К участию в авторалли допускаются легковые и грузовые автомобили, а также квадроциклы класса SSV.

В Туркменистане уже есть опыт проведения крупномасштабных спортивных мероприятий. Пример тому – триумфально прошедшие в сентябре прошлого года в Ашхабаде V Азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам. Есть и опыт организации состязаний по автоспорту. В 2009 году состоялось международное авторалли «Шелковый путь», участие в котором приняли более 20 государств мира. Сложный маршрут протяженностью 4500 км пролегал по территории трех стран – России, Казахстана и Туркменистана. Более половины пришлось на туркменскую территорию. С тех пор ралли «Шелковый путь» прочно вошло в мировой гоночный календарь.

Организация международных автогонок на Хазаре символизирует активное продвижение страной важных транспортных инициатив, нацеливающих на сближение государств и народов, расширение торгово-экономических и гуманитарных связей.

Заметим, что идея проведения авторалли «Амуль – Хазар 2018» принадлежит Президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову. Он же лично патронирует ее воплощение в жизнь. И это придает предстоящему авторалли особый статус.

♦ Организацией международного авторалли занимается ряд профильных министерств и ведомств. Их представители вошли в состав организационного комитета, деятельность которого координируется правительством. Самое непосредственное отношение к организации автопробега имеют, прежде всего, Министерство внутренних дел и Министерство спорта и молодежной политики.

Представитель МВД Туркменистана Гелдимырат Халдурдыеев проинформировал о подготовке мест стоянок в уникальных природных ландшафтах. Так, один из бивуаков разместится недалеко от газового кратера Дарваза, пламя в котором не гаснет уже на протяжении 47 лет. Еще один будет оборудован недалеко от Туркменского озера, уникального рукотворного водоема посреди пустыни. Также в местечке Гызылгая участники авторалли смогут увидеть красные пески и скалы.

Для полноценного отдыха спортсменов на территории бивуаков им предложат блюда национальной кухни, организуют выступления мастеров искусств. Здесь же развернутся выставки-продажи товаров, произведенных в Туркменистане, и сувениров с символикой (Turkmen Desert Race) «Амуль – Хазар 2018».

С целью обеспечения безопасности и оказания в случае необходимости экстренной медицинской помощи, а также для проведения видеосъемок привлекаются средства авиации – современные вертолеты с соответствующим оснащением. Санитарная авиация в любой момент доставит пострадавших в медучреждения, расположенные вдоль маршрута авторалли. Для оказания первой медицинской помощи на стоянках оборудуют специальные палатки. К дежурству в них привлекаются как туркменские, так и иностранные медработники.

Круглосуточно будут нести дежурство и наряды пожарной охраны.

Вдоль трасс, ведущих в бивуаки, установят специальные дорожные знаки и опознавательные панно, а в непосредственной близости от них появятся мобильные автозаправочные станции, а также пункты обмена валюты.

Кроме того, организационным комитетом предпринят ряд мер по упрощению таможенных формальностей и процедуры получения визы.

К работе в период соревнований привлекаются многочисленные волонтеры, владеющие иностранными языками.

♦ Заместитель министра спорта и молодежной политики Гулмырат Агамырадов возглавляет Федерацию автомобильного спорта Туркменистана, учрежденную в 2009 году. Он проинформировал о развитии в стране автоспорта. Первым крупным опытом туркменских гонщиков стало участие в международном авторалли «Шелковый путь-2009». Туркменистан тогда стал победителем.

12 мая этого года под Ашхабадом прошел отборочный тур авторалли «Амуль – Хазар 2018». Федерация автоспорта планирует выставить на соревнования 20 участников (10 экипажей). Сейчас сборные команды готовятся к стартам нового международного ралли. Они проходят подготовку в учебно-тренировочном Центре автоспорта МВД, а также в реальных условиях пустыни.

♦ Абдурахман Мамедниязов, заведующий отделом Государственного комитета Туркменистана по туризму, оценил перспективы увеличения потока туристов в страну в связи с проведением автогонок:

– Наша земля – колыбель великих цивилизаций. Летописцы называли ее перекрестком семи дорог. Пролегавшие здесь в древности торговые маршруты оказали огромное влияние на взаимодействие народов Востока и Запада. Неудивительно, что сегодня Великий шелковый путь стал одним из популярных туристических брендов.

Государственный комитет по туризму готов к достойному приему многочисленных иностранных туристов. Прошли соответствующую подготовку гиды-переводчики. На сайтах туристических предприятий размещена информация об отелях, где смогут остановиться туристы. Организуются презентации авторалли «Амуль – Хазар 2018».

♦ На экологическом аспекте предстоящего события остановился заместитель министра автомобильного транспорта Туркменистана Гадаммырат Бегалиев.

В целях обеспечения экологического благополучия в стране реализуются проекты по выпуску экологически чистого топлива для автомобилей. В оперативном режиме проведены необходимые работы по выпуску на Туркменбашинском комплексе нефтеперерабатывающих заводов первой партии отечественного топлива марки ЭКО-5.

♦ Заместитель председателя Государственного комитета Туркменистана по телевидению, радиовещанию и кинематографии Аннасахет Какаев доложил о том, как популяризируется в электронных СМИ и кинематографе идея авторалли «Амуль – Хазар 2018». Госкомитет взаимодействует с международными журналистскими организациями и зарубежными телеканалами «Россия-24», ТРТ, а также национальными телерадиокомпаниям Беларуси и Узбекистана. Объединением «Туркменфильм» созданы документальные фильмы, рассказывающие об исторических памятниках вдоль Великого шелкового пути. А в дни проведения гонок запланирована трансляция анимационного фильма в 3D-формате о ралли «Амуль – Хазар 2018».

♦ Один из соорганизаторов автогонок в туркменской пустыне – генеральный директор знаменитого авторалли Africa Eco Race, известный во всем мире автогонщик, неоднократный чемпион мира в классе спортивных автомобилей, двукратный победитель ралли «Париж – Дакар» Жан-Луи Шлессер. Именно на команду марафона Africa Eco Race возложена организация спортивной части мероприятия. Французская сторона отвечает за консалтинг, приглашение из-за рубежа различных команд, привлечение иностранных специалистов для технологического обеспечения соревнований.

– Для меня и всей нашей команды это высокая честь, – сказал Жан-Луи Шлессер. – Поначалу мы считали очень сложной и трудновыполнимой задачей организовать за короткий период соревнования такого масштаба. Но, приступив к работе вместе с туркменскими коллегами и вдохновленные личным примером Президента страны Гурбангулы Бердымухамедова, получили хорошие результаты.

Команда французских специалистов провела значительную работу по разведке и подготовке трассы будущей гонки. Маршрут разделен на пять этапов, каждый из которых таит множество сюрпризов и для пилотов, и для штурманов. Общая протяженность дистанции, проходящей через обширную пустынную зону, – более 1500 км, что идеально подходит для ралли. Для профессионалов эта гонка станет реальной пробой своих сил, навыков вождения и навигации в особо трудных условиях.

Сегодня у организаторов соревнований уже нет никаких сомнений, что ралли будет сколь сложным, столь и увлекательным и, несомненно, вызовет большой интерес мирового спортивного сообщества, а его участники захотят еще не раз вернуться в прекрасную страну Туркменистан.

На день проведения форума свое участие в авторалли подтвердили примерно 80 гонщиков, представляющих автомобильные федерации различных государств. Планируется, что в общем на старт выйдут 20–25 автомобилей. Но аккредитация продолжается. Ожидается участие белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто».

Жан-Луи Шлессер отмечает хорошие перспективы по включению проекта в будущем в мировую статусную серию: Turkmen Desert Race уже привлекло внимание Международной автомобильной федерации (FIA).

♦ Еще один почетный гость форума – глава Постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Евразии Дмитрий Чельцов. Логично, что в своем выступлении он акцентировал внимание на успехах транспортной дипломатии Туркменистана. За последние пять лет по инициативе лидера страны Гурбангулы Бердымухамедова Генеральная Асамблея ООН приняла четыре важнейшие резолюции, которые определяют ключевые направления обеспечения устойчивой мобильности и гармонизации транспорта.

Очередным важным достижением стало принятие Генасамблеей ООН 12 апреля текущего года резолюции «Всемирный день велосипеда», разработанной Туркменистаном и единогласно поддержанной представителями 193 государств – членов ООН.

Документ дает четкие рекомендации по продвижению устойчивой и экологически рациональной мобильности, в том числе велосипедного транспорта, призывает повышать безопасность дорожного движения и интегрировать вопросы мобильности и велосипедного туризма в национальные транспортные стратегии.

Сотрудничество МСАТ с правительством Туркменистана по вопросам обеспечения устойчивой мобильности, цифровизации в сфере транспорта способствует, в том числе, формированию цифровых международных транспортных коридоров, соединяющих через Каспийский регион Европу, Азию и Ближний Восток.

Дмитрий Чельцов озвучил некоторые достижения страны в области совершенствования дорожно-транспортной инфраструктуры. Возведен крупнейший в регионе международный аэропорт Ашхабад, построены новые железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Туркменистан с соседними государствами. В мае этого года открыт новый Международный морской порт Туркменбаши.

По мнению докладчика, авторалли «Амуль – Хазар 2018», безусловно, привлечет внимание общественности к вопросам устойчивой мобильности и развития международного туризма вдоль Великого шелкового пути, который уже в новом формате проходит через современный Туркменистан.

♦ Командный дух автогоночных соревнований очень хорошо описал глава комитета Rally Raid Федерации автомобильного спорта Румынии Михаил Леонте, еще один именитый гость медиафорума:

– Гонка, проходящая в неизвестной, иногда трудно проходимой местности, – это большое испытание. Но именно так проверяются способности и характер экипажа, его спаянность, а также выносливость автомобиля. Ралли-рейд – это риск и приключения, в которых превыше всего – дружба, честь, командный дух. Нет другого вида спорта, где так важны дружба и командный дух, а победители – все, кто дошел до финиша, а не только тот, кто пришел первым. Усилия настолько велики, что неважно, за сколько времени вы преодолели дистанцию, главное, что вы это сделали. Однажды приняв участие в таких рейдах, знаменитые спорт-

смены из года в год возвращаются в эту страну, потому что влюбляются в ее пейзажи, атмосферу, народ.

Михаил Леонте убежден: так будет и с туркменским ралли.

♦ Подводя итоги медиафорума, президент Национального олимпийского комитета подчеркнул: все, кто занят подготовкой к авторалли, одержимы идеей доказать, что Туркменистан готов принять многочисленных зарубежных гостей на самом высоком уровне.

Как известно, девиз страны в 2018 году – «Туркменистан – сердце Великого шелкового пути». Зарубежные участники ралли смогут не только ознакомиться с наследием туркменского народа, но и увидеть новую жизнь, которая пришла в эти легендарные регионы вместе с коренными социально-экономическими преобразованиями и научно-техническим прогрессом. Туркменистан сегодня играет роль важного транспортного узла на древнем Шелковом пути. Если когда-то океан песков пересекали караванные тропы, то сегодня через пустыню пролегли первоклассные автобаны и железнодорожные магистрали. Великий шелковый путь возрождается заново, соединяя страны и народы.

Пустыня Каракумы – вторая в мире по величине после Сахары.

Каракумы не так однообразны и монотонны по ландшафтам, как африканская пустыня. Визуально они дарят более щедрые впечатления и могут в любой момент удивить неожиданными сюрпризами. Это живая экосистема, практически не затронутая антропогенным воздействием. Тем увлекательнее становится гонка, когда люди в мощных автомобилях сталкиваются лицом к лицу с первозданным величием природы.Если относиться к окружающей среде как к союзнику, техническое совершенство станет лишь органическим продолжением развития цивилизации.